Импортозамещение – не цель, а средство

6 Июнь 2017

Об этом рассказал «Комсомолке» президент и совладелец петербургской компании «Активный компонент» Александр Семёнов на ПМЭФ. Цели производителя фармсубстанций перекликаются с задачами форума. Не только увеличить объем отечественной продукции внутри страны, но и сделать ее конкурентоспособной на зарубежном рынке.

ЛУЧШИЙ КАНДИДАТ

Государство создает преференции для отраслей, которые являются экономическими драйверами роста промышленности. Безусловно, фармацевтика является хорошим кандидатом на эту роль. Ведь она уже четыре года растет в среднем на 20-30%. Но и бизнес должен не сидеть сложа руки и ждать, а пользоваться льготами и конкурентными преимуществами, которые дает правительство уже сейчас. Завоевывать места под солнцем.

Наша Компания выпускает активные фармсубстанции. Это вообще редкая история для России. Тем не менее, мы развиваемся агрессивно и быстро. Выручка растёт примерно на 50-60% уже четыре года. Даже быстрее, чем рынок в целом. Доля фармрынка в ВВП России составляет менее 1%, что, безусловно, очень небольшой объём по сравнению с развитыми мировыми рынками медпрепаратов. Его объем – всего 1,3 триллиона рублей. А это, к слову, выручка одной только израильской компании «Teva» в год.

Импортозамещаются порядка 70% дженериковых продуктов. Заменить все можно года за три. Но появляется вопрос: а что дальше? Ведь сегодня очень небольшое количество отечественных фармпредприятий выходит на внешние рынки. А вот та же «Teva» работает более чем в 80 странах.

Нам необходимо, посредством совместных усилий государства и бизнеса, сделать российскую фармпромышленность экономическим драйвером роста, — одним из тех драйверов, который поможет снизить зависимость страны от нефтегазовой отрасли.

Продажи российской продукции вырастут, только если наши производители будут экстенсивно и интенсивно развиваться, создавать бизнес-альянсы, выпускать новые продукты, соответствующие мировым стандартам, а также повысят рентабельность и выйдут на внешние рынки.

КУРС НА ЗАПАД

Фармпромышленность в Индии появилась в 1960-ых. Сейчас их компании работают по всему миру. А что мешает России? Необходимо наладить четкую обратную связь с государством и повысить экономическую привлекательность отрасли, чтобы привлечь, в первую очередь, частные инвестиции. А также создать экспортные преференции: снизить налоги, выделять субсидии экспортерам – в общем, все то, что делают другие страны. Как ни парадоксально, с АФС выходить на зарубежные рынки гораздо проще, чем с готовыми препаратами. Ведь производителям готовых лекарственных препаратов нужно пройти многоступенчатые процедуры очень сложной регистрации. А субстанции – это бизнес B2B. Договариваешься с заводом, который производит готовые лекарства и обеспечиваешь его качественной продукцией по хорошей цене.

Поэтому «Активный компонент» успешно конкурирует с китайскими, индийскими и европейскими производителями на отечественном рынке и поставляет продукцию на экспорт.

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Сейчас самое время задуматься о качестве индийской продукции. Очень уж много к ним претензий. Например, в 2016 году американский контролирующий орган FDA забраковал продукцию более 100 индийских предприятий. В Китае еще хлеще. Полвека назад заводы там были построены без оглядки на нормы и теперь угрожают экологической безопасности страны. Даже солнце в поднебесной видно лишь изредка, а это уже угроза здоровью и жизни. Чтобы справиться с этой проблемой, там ограничивают рост химических и фармпредприятий.

Кстати, этот же фактор является угрозой и для российского фармрынка. — Ведь мы покупаем интермедиаты, ингредиенты в Китае. — Но, в то же время, это и возможность: завоевать зарубежные рынки посредством развития своей химической и фармпромышленности, запроектированной и построенной уже в соответствии с самыми жесткими нормами экологической безопасности.

На чужие грабли не наступим. «Активный Компонент» строит новый завод в пригороде Петербурга. Это будет самое большое предприятие не только в России, но и в Европе – 22000 кв. м. Технология учитывает современные экологические нормы производства. Оно будет абсолютно безопасным, даже несмотря на непосредственную близость к городу.

ПОМОЩЬ СВЕРХУ

Наиболее активно и системно бизнес поддерживает Минпромторг. Еще в 2009 году им подготовлена программа преференций для производителей «Фарма-2020». Думаю, уже время готовить стратегию на следующую десятилетку. Кроме того, с сентября 2016-ого правительство субсидирует производителей активных субстанций по программам лизинга.

Недавно наша компания провела модернизацию, закупила оборудование. Так 50% от суммы лизинга, за исключением первого взноса, возместил Минпромторг. Мы же обязались произвести инновационные субстанции и продать их на сумму, втройне превышающую размер субсидий. Это очень выгодно. Выигрывает и предприятие, и государство, которое получает дополнительные налоговые поступления.

Кроме того, Фонд развития промышленности выдает кредиты под 5% годовых. Еще работает система специнвестконтрактов. Но ни один отечественный фармпроизводительтакой еще не подписал. Потому что до сих пор нет окончательного решения, каков будет итоговый размер налоговых преференций в рамках такого контракта.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Также действует так называемое постановление «третий лишний» Если две российскихкомпании участвуют в государственном тендере, то иностранные не допускаются. Это позволяет замещать импортную продукцию.

Минпром с сентября 2016-го пытается дополнить программу важным пунктом: если Российская компания-производитель готовых лекпрепаратов выпускает свой продукт из Российской же фармсубстанции — она получает дополнительное преимущество на торгах, но Спор о том, какое это преимущество, абсолютное или измеряемое в определенном количестве процентного дисконта — идет уже девять месяцев. Представляете, десятый месяц обсуждения пошёл! — В нашем быстро меняющемся мире такие сроки — невозможны. Как невозможно осуществлять развитие отрасли без подобных законов, стимулирующих инвестиции в неё, развивающих ее внутренний и экспортный потенциалы.

Когда такой свод законов будет создан — это станет огромным плюсом для всей российской промышленности. Мы готовы давать свои предложения государственным чиновникам и ожидаем того, что голос бизнес-сообщества — будет услышан.

СПРАВКА «КП»

«Активный компонент» – лидер по производству дженериковых активных фармацевтических субстанций (АФС). Это действующие вещества, из которых делают лекарства. Компания возрождает рынок АФС в России. Это одна из целей стратегии развития «Фарма-2020». Мощность предприятия – до 40 тонн продукции в год. После завершения строительства нового завода в Пушкинском районе она возрастет до 140 тонн. Кроме того, компания выпускает 50 субстанций и планирует ежегодно расширять производство десятью новыми АФС.